Не смотреть нельзя

«Вор должен сидеть в тюрьме, и людей не интересует, каким способом я туда его упрячу» — вот профессиональное кредо начальника отдела по борьбе с бандитизмом Московского уголовного розыска капитана Глеба Жеглова из фильма «Место встречи изменить нельзя».

Ему противостоит новая философия молодого лейтенанта Владимира Шарапова: «Если закон один раз под себя подмять, потом другой, потом начать в нем дыры в следствии закрывать, как нам с тобой угодно, то это не закон будет, а кистень».  Вот эти два противоположных подхода конкурируют в самом фильме и в нашей реальной жизни. В книге, по которой был поставлен фильм, авторы братья Вайнеры однозначно становятся на сторону Шарапова. Само название их книги «Эра милосердия»  говорит о том идеале, о котором мечтали авторы. И Жеглов в их произведении был далеко не таким обаятельным, как герой киноленты в исполнении Владимира Высоцкого.

Режиссер Говорухин, признававшийся, что ни разу не смотрел свой собственный фильм от начала до конца, поскольку он «осточертел» ему еще во время съемок, считает, что правда — на стороне Жеглова. Я же, когда смотрю, этот фильм, каждый раз ловлю себя на мысли, что не могу определиться с выбором. То мне кажется, что, конечно же, с бандитами иначе нельзя, то я симпатизирую наивному Шарапову, верящему в силу закона. И завидую тем, кто не мучается сомнениями.

Удивительное дело. У меня, как, наверное, у многих любителей творчества Высоцкого, есть этот фильм на DVD, и в любое время я могу вставить диск и посмотреть свой любимый фильм. Но! Оказывается, что смотреть его по телевизору, пусть даже прерываемому рекламой, когда вместе с тобой его наверняка смотрят тысячи и тысячи других зрителей, — это что-то особенное.

Комментировать