Союз писателей-маринистов Украины

Украина – морская держава, в ней живет немало людей причастных к флоту – моряков и судостроителей. Их творческий потенциал, знание флота, его истории и традиций стали основанием для создания  Всеукраинского союза  писателей-маринистов. Большинство членов Союза живет на побережье Черного моря — в Севастополе, Одессе, Николаеве, Херсоне, Керчи, Феодосии, Измаиле, а также в Харькове и Киеве.

Свои задачи Союз видит в укреплении согласия и мира в украинском обществе, в содействии творческому развитию ветеранов флота, приобщении молодежи к морской культуре и морским традициям. Союз ставит своей задачей передать колоссальный опыт  ветеранов флота следующим поколениям. В соответствии с  уставом Союза, его членами могут стать авторы, пишущие на морскую тематику и имеющие отношение к службе в Военно-Морском и в торговом флотах, к судостроению, к изучению истории флота, морской флоры и фауны, к морским путешествиям, дайвингу, развитию морского судоходства, судостроения и туризма.

За время своей деятельности Союз выпустил альманах «Паруса творчества». В этот литературно-художественный и публицистический сборник вошли произведения писателей-маринистов Украины, России и других стран. Большинство авторов – ветераны флота, моряки.  Они рассказывают о традициях флота, о неисследованных ранее событиях флотской  истории, о мужестве моряков в годы войны, о забавных эпизодах, которые случались в богатой событиями жизни моряков.

Профессор Юрий Крючков поместил в сборник исследование «Под жерновами сталинских репрессий».

Новые факты о присутствии гитлеровцев в советской Арктике раскрывает в своей статье ветеран-подводник Вадим Кулинченко. Исследователь морской истории обнаружил, что в 30-е – 40-е годы прошлого века немцы построили не менее десяти     военных баз на протяжении Северного Морского Пути, чтобы обеспечить себе беспрепятственный проход в воды Японии, и одну базу –  на Земле Франца-Иосифа. Автор привел карту размещения баз. Он обнаружил,  что на Кольском полуострове, в Западной Лице (поселок Заозерный, он же  Североморск-7) находился немецкий секретный завод по производству гидросамолетов. Самая  восточная немецкая военно-морская база была  обнаружена в середине 70-х годов прошлого века на реке Лене, в Быковской затоке. Там сохранился 200-метровый бетонный причал. В Лиинахамари был построен подземный завод, предположительно для обработки урановой руды, доставляемой с Таймыра. Сейчас он затоплен, и откачать воду, несмотря на то, что завод находится выше уровня моря, не удается.

Автор утверждает, что обстановку на Северном Морском Пути немецкое командование знало лучше советского, у немцев были более точные карты, и поэтому, несмотря на очень высокую активность, у их кораблей, в отличие от наших, в водах советской Арктики не было аварий. А 134 часа  полета германского дирижабля «Граф Цеппелин»  под эгидой международной научной экспедиции над Арктикой летом 1934 года дали больше результатов, чем незавершившаяся экспедиция ледокольного парохода «Челюскин» (1933-1934гг.)»

История Великой Отечественной войны хранит еще много загадок,  архив Гитлера в Цюрихе в качестве трофея захвачен американцами, и они не допускают к нему исследователей. А там есть записи их переговоров с гитлеровцами, которые американцы прервали только в декабре 1941-го года. Без этого архива невозможно до конца понять, почему такая трагедия разыгралась на просторах СССР.

Маринистика как жанр литературы имеет богатую историю и традиции. Первоначальное ее становление происходило в эпоху великих географических открытий, – возвращаясь из дальних странствий, моряки рассказывали о  далеких странах, о своих приключениях и авантюрах. О моряках и морских приключениях писали Джозеф Конрад, Герман Мелвилл, Джек Лондон, Ален Бомбар, Константин Станюкович, Леонид Соболев, Алексей Новиков-Прибой, Александр Грин, Александр Крон, Валентин Пикуль и многие другие писатели. В славную когорту писателей-маринистов достойно входят и николаевцы: Валерий Ганичев, Борис Немиров, Юрий Крючков, Анатолий Сикваров.

Пытаясь осмыслить пласт маринистической литературы, филологическая наука исследует аспекты военно-морской тематики в художественной литературе.  9 — 10 сентября 2010 года на базе Института филологии и социальных коммуникаций Бердянского государственного педагогического университета при участии Всеукраинского союза писателей-маринистов была проведена международная научная конференция «Маринистика в художественной литературе». Доклады на ней были посвящены проблемам моря в литературе, специфике изображения человека морской профессии, создания образов мореплавателей, первопроходцев, флотоводцев, исследованиям кораблекрушений в литературе, изображению жизни приморских городов, литературе о выживании людей в условиях катастроф и кораблекрушений, маринистической лирике.

Язык произведений маринистов насыщен специфической терминологией, однако обычные современные издательства зачастую не имеют редакторов, знакомых с флотской службой, с морской терминологией и историей, способных грамотно отредактировать текст, а потому случаются досадные  ошибки и промахи, которые искажают исторические события. Это огорчает  участников описываемых эпизодов, и, случается, – вызывает смех у специалистов. В связи с этим возникла необходимость создания организации писателей-маринистов, которая могла бы грамотно координировать их деятельность,  способствовать повышению качества изданий произведений морской тематики, помогать авторам, которые не имеют литературного опыта, и даже инициировать написание книг. Все эти функции и взяла на себя организация писателей-маринистов – ВСПМ.

Предпосылкой к созданию Союза была встреча писателей-маринистов, которая  прошла в  Харьковской государственной библиотеке имени В.Г.Короленко в 2009-м году. Харьков – город с богатыми культурными и издательскими традициями, в нем проживает немало авторов, ветеранов флота, пишущих о море. Инициатором создания Союза выступила редакция  журнала «Фарватер submariners», возглавляемая  Александром Терещенко.

Комментировать