Дмитрий Егорьевич Ефимов — наш земляк

О жизни российского архитектора-практика, египтолога, выпускника Императорской Академии художеств, позднее академика  Д. Е. Ефимова известно немногое — лишь  сведения из дошедших до нас документов и немногочисленных статей в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона и  в энциклопедии «Николаевцы», где о нем опубликована статья Ю.С. Крючкова.

Год рождения Дмитрия Егорьевича — 1811, год смерти — 1864.

В его жизни много тайн. А тайны манят исследователей. Как манили Д. Ефимова тайны древних цивилизаций. Египетские пирамиды… Кто и зачем их построил? Не менее таинственны древние храмы, мифические боги, фараоны и символ Египта — Большой Сфинкс, знак Тайны.

Встречи цивилизаций, как и встречи людей, случайны и закономерны в равной степени. Некоторые из них перерастают в близкое общение, другие – ограничиваются недолгим знакомством. В наше время переизбытка информации простое человеческое общение становится роскошью. Где сегодня можно услышать стихи из уст поэта или фортепьянную пьесу, исполненную композитором? Рассмотреть портреты наших современников — знакомых николаевцев — и поговорить с их автором? Есть у нас в городе такие «места силы» душевного общения. И одно из них — особо притягательное — в отделе искусств библиотеки им. Гмырева, где заведующая отделом Н. Ш. Громова организует интересные встречи, диспуты.

Здесь можно узнать много нового и познакомиться с такими яркими личностями,  как, например,  Г. Ф. Григоренко. Геннадий Федорович – пенсионер, краевед, исследователь памятников архитектуры. Он и открыл для себя, а потом и для нас имя Дмитрия Егорьевича Ефимова, человека, о котором хочется узнать и через 200 лет после его рождения.

Родился Д.Е. Ефимов в Николаеве, в семье дворянина, морского офицера. Жизненный путь мальчика был предопределен — морское дело. К 15-ти годам — он уже в чине унтер-офицера. Многие обращали внимание, что Дмитрий каждую свободную минутку что-то чертит, рисует.  Дошли эти сведения до самого адмирала Грейга. Посмотрел адмирал чертежи, рисунки. Подумал… И решил отправить Дмитрия Ефремова — унтер-офицера Шестой морской Артиллерийской бригады – полупенсионером в Академию художеств, в архитектурный класс. В течение всех лет обучения адмирал поддерживал Дмитрия и  выплачивал ему денежное пособие.

Д. Ефремов учился блестяще. Об этом свидетельствуют награды — серебряная, Малая, а позже и Большая золотая медаль. Так он завоевал право стать пенсионером (стипендиатом) Академии в зарубежной поездке. Традиционную для блестящих выпускников Академии поездку в Италию он дополнил путешествием на Восток. Посещение Греции, Египта, Сирии, Палестины   следует рассматривать   как следствие  увлечения его древними цивилизациями.  А все началось со встречи… с двумя  сфинксами в Петербурге, вывезенными из Египта. Это была тайна Сфинкса.

Д. Ефремов много и плодотворно работал. В музее Востока представлены 40 графических листов его египетско-нубийской серии. Также он разработал особый метод, который позволял ему в короткий срок создавать изображение, художественно совершенное и безукоризненно точное. В его акварелях нет ни одного лишнего прикосновения кисти.

Можно лишь представить себе, какое чувство изумления овладело Ефимовым при первой встрече с пирамидами. Пирамиды для него как образец искусства. Они остановлены во времени на той стадии, когда лишь можно «что-то» отнять, а не «прибавить». Акварели Д. Ефимова можно назвать его художественным дневником. Они отличаются своеобразным почерком. Перед исследователем — каждая развалина, каждый камень, деталь ландшафта, — как раскрытая книга, в которой он может прочесть величественно-трагическую историю.

Для современных  египтологов представляют особенный интерес  работы, изображающие памятники Верхнего Египта и Нубии. Ведь к 1960-м – 70-м годам прошлого века они оказались на дне Нубийского моря, образовавшегося после сооружения Асуанской плотины. По его рисунку можно сравнить, например, сохранившийся храм в Фивах — и восхититься точности его воспроизведения Д.Ефимовым. Изображения на акварелях полностью соответствуют натуре – он допускает лишь одну вольность – это или стайка птиц, или человеческая фигура. Вот где мы можем увидеть самого Дмитрия Егорьевича: он рисовал себя – то у фелюги перед развалинами Луксора, то у главной пирамиды Гизы или храма в Калабше…

Мы мало  знаем о личной жизни Д. Ефимова, но знаем, что как личность он много сделал для изучения древних цивилизаций Востока. А в Санкт-Петербурге до сих пор стоят дома, построенные по его проектам.

Акварели Д. Ефимова открывают не только новые перспективы исследования загадочных памятников древней архитектуры, но и позволяют узнать, какими же они были – ведь под натиском агрессивной цивилизации  XXI века исчезают не только памятники, но и древние ландшафты. Поэтому акварельные рисунки Д.Ефимова имеют большую историко-культурную и коммерческую ценность.

Комментировать